Литературное
чтение. 2 класс.
Тема урока:
Е.И.
Чарушин «Страшный рассказ»
Цели урока:
·
познакомить с
творчеством Е.И. Чарушина;
·
совершенствовать
навыки выразительного, беглого чтения;
·
развивать речь,
обогащать словарный запас;
·
воспитывать любовь
к природе, к животным.
Оборудование:
·
мультимедийная
презентация;
Тип урока:
изучение
нового материала.
Ход
урока.
I.
Оргмомент.
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица
и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались
добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу
человека.
II.
Проверка
домашнего задания.
- А сейчас я послушаю, как вы дома
подготовили пересказ произведения М.Пришвина «Ребята утята».
III.
Актуализация
опорных знаний. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, а как называют человека, который
пишет рассказы?
- А как называют
человека, который пишет картины?
- А может ли один
и тот же человек быть и писателем и художником?
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством
талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
IV.
Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией Чарушина.
- Прочитайте:
«Я очень благодарен моим родным
за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас
наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и
писатель, то только благодаря моему детству...»
- А какое у него было детство? Об этом нам
расскажут наши биографы:
1. Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома.
Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. На его детских
рисунках чаще всего были изображены птицы и звери.
|
2. Многое о родной природе
Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать
семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.
|
3. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с
животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В
доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках
распевали свистели птицы. Это были
друзья мальчика.
|
- И кем же должен
быть стать человек, с детства любивший рисование и природу?
- Свою деятельность в литературе Чарушин начал как иллюстратор
детских книг, а позже – он и сам начал писать рассказы для детей.
- Ребята, как вы думаете, о ком были написаны
его рассказы?
2. Работа над произведением Е.Чарушина «Страшный
рассказ».
1. Подготовительная беседа.
- Отгадайте загадку.
- Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто
видел ежа? Где? Чем он питается?
- А сейчас наши информаторы сделают небольшое
сообщение о еже.
1.Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под
кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки,
лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды
яблонь, груш и других деревьев.
|
2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок,
прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий
шар с торчащими во все стороны шипами.
|
4. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не
страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече
с гадюкой ёж выходит победителем.
|
Физкультминутка.
2. Знакомство с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».
- Прочитайте
название рассказа. Как вы думаете, о чём он?
- А вы испытывали когда – нибудь страх?
3.Словарная
работа.
Чулан
– помещение в доме, служащее кладовой.
Сени
– помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы прислушайтесь к
своему настроению: меняется оно, или остаётся постоянным, что на него влияет,
выделите самый яркий для себя эпизод. (Чтение рассказа учителем)
- Что вы
испытывали, слушая это произведение?
4. Анализ художественного произведения.
а) Чтение рассказа самими учащимися.
- Ребята, понравился вам рассказ? Кто главные
герои рассказа?
б) Выборочное чтение:
- Где находилась
дача? Прочитайте.
- Что напугало
ребят? Прочитайте.
- Как вёл себя
ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.
в)Работа с иллюстрацией с.137
- Рассмотрите
иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён?
Прочитайте.
г) Чтение по ролям.
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким
голосом они это говорили?
- Прочитайте
диалог по ролям в парах.
- А теперь мы
послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.
(Чтение вслух)
5.Иллюстрирование.(при
наличии времени)
- А теперь вы превратитесь
в художников – аниматоров и нарисуете ёжика из «Страшного рассказа»
V.
Итог урока.
1. Разгадывание кроссворда.
- А сейчас я
проверю, как внимательно вы работали на уроке. Предлагаю разгадать вам
кроссворд.
Вопросы:
1. Кто является автором рассказа? (Чарушин)
2. Где происходило действие рассказа? (Дача)
3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа?
(Лампа)
4. Как зовут в рассказе одного из мальчиков? (Шура)
5. Помещение в доме, служащее кладовой. (Чулан)
6. В чём унесли ежа? (Шапка)
7. Один из главных героев рассказа. (Ёжик)
8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Сени)
- И закончить наш урок
я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:
«Входи
в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей,
чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные –
это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь
свою Родину».
VI.
Домашнее задание.
|